ТУВИНЦЫ,
тыва (самоназвание), сойоты, сойоны, урянхайцы (устаревшее
название); таину-Тувинцы (устаревшее название населявших Туву
Тувинцев, в отличие от Тувинцев, живших за её пределами), народ в
России, основное население Тувы (198,4 тыс. человек). Всего в
Российской Федерации 206,2 тыс. человек. Живут также в Монголии (40
тыс. человек), Китае (3 тыс. человек, в Синьцзян-Уйгурском
автономном районе). Тувинцы делятся на западных и восточных, или
Тувинцев-тоджинцев, которые составляют около 5% всех Тувинцев.
Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи.
Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный
(тоджинский). Распространены также русский, в южных районах -
монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие
Тувинцы - в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также
добуддийские культы, шаманизм.
Древнейшие предки Тувинцев - тюркоязычные племена
Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не
позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с
кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими
племенами. С 6 века племена Тувы входили в Тюркский каганат. В
середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии
мощный племенной союз - Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский
каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских
племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее
влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей живут
в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую
котловину, в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву
племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного
населения. В 13-14 веках в Туву переселились несколько монгольских
племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце 1-го
тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы - в Саяны
(нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими,
кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли
тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные
уйгурам. К 19 веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были
полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим
самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 - начале 19 века, когда Тува
находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось
сложение тувинского этноса. В 1914 Тува (русское название -
Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 была
провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала
называться Тувинская Народная Республика. В 1944 республика была
включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961
преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 - Республика Тува, с 1993 -
Республика Тыва.
Традиционные занятия западных и восточных Тувинцев
существенно различались. Основу хозяйства западных Тувинцев вплоть
до середины 20 века составляло кочевое скотоводство. Разводили
мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных
районах на западе и юго-востоке республики), а также лошадей и
верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо,
ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным с самотёчным
способом орошения.
Часть мужского населения занималась также охотничьим
промыслом. Существенную роль играло собирательство луковиц и корней
дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное,
шорное и др.). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500
кузнецов-ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в
каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и
матрацы.
Традиционные занятия восточных Тувинцев-тоджинцев,
кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство.
Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью
в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно
товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты
охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка).
Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий
охотников-оленеводов Тоджи было собирательство (луковиц сараны,
запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и
др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и
выработка кож, выделка бересты. Было известно кузнечное дело,
которое сочетали со столярным.
Основным жилищем западных Тувинцев служила юрта: круглая в
плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из
деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части
юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось
дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето-дымовое
отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и
остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной,
либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В
центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные
сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным
орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась
женской, левая - мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные
коврики.
Помимо юрты
западные Тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который
крыли войлочными полстями.
Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов
(тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных
шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а
зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к
оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы
сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры,
а также большое распространение получили до начала застройки
типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные
постройки. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были
преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для
скота. В начале 20 века под влиянием русских крестьян-переселенцев в
Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для
хранения зерна вблизи зимников.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и
кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных
тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной.
Характерными чертами верхней одежды - халата - были ступенчатый
вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами,
опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани - фиолетовый,
синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с
застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью
носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной
зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной
тканью, нередко шёлковой, летней - халат, сшитый из цветной ткани
(чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими
рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали,
чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или
волнистые линии.
Один из
наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин - овчинная
шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые
завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили
просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на
затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые
имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки
пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось
несколько красных лент. Носили также меховые капоры.
Обувь - в
основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным
загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной
подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого
скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Мягкие
сапоги чымчак идик имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба
мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в
сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть
чулок украшали орнаментальными вышивками.
Одежда восточных Тувинцев-оленеводов имела ряд существенных
особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон,
который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей
ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые
рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой
покрой - стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через
голову и как бы обёрнутой вокруг туловища. Головные уборы
капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда
пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев.
Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу
(бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду
узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.
Нижняя
одежда как западных, так и восточных Тувинцев состояла из рубашки и
коротких штанов-натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги,
а зимние - из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.
Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а
также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились
накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной
гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5
низок бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили
косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы
заплетали в одну косу.
В
традиционной пище преобладали молочные продукты (особенно
летом), в том числе кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у
восточных Тувинцев - оленье молоко), различные типы сыра: кислый,
копчёный (курут), пресный (пыштак); ели варёное мясо домашних и
диких животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только
мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Употребляли
растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и корни
дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).
Экзогамные
роды (сёёк) сохранялись до начала 20 века только у восточных
Тувинцев, хотя следы родо-племенного деления существовали и у
западных Тувинцев. В социальной жизни существенное значение имели
так называемые аальные общины - семейно-родственные группы,
включавшие обычно от трёх до пяти-шести семей (семья отца и семьи
его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали
совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время
они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая
моногамная семья, хотя до 1920-х годов среди богатых скотовладельцев
встречались и случаи многожёнства. Сохранялся институт калыма.
Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в
детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства,
бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные
свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с
обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции - обычаи, обряды,
нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.
Традиционные праздники: Новый год - шагаа, общинные
праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом, семейно-бытовые
- свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос,
религиозно-ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни
общины или крупной административной единицы не проходило без
спортивных состязаний - национальной борьбы (хуреш), конских скачек,
стрельбы из лука, различных игр. Развито устное поэтическое
творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы,
предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились
сказители, исполняющие в устной форме огромные по объёму
произведения эпоса Тувинцев. Музыкальное народное творчество
представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в
тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое
пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и
соответствующие им четыре мелодических стиля.
Из
музыкальных инструментов наиболее распространёнными были
губной варган (хомус) - железный и деревянный. Были распространены
смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) - игил и бызанчы.
В последние
годы в Туве быстро возрождается буддизм в ламаистской форме, вновь
создаются ламаистские монастыри с монахами, получающими образование
в религиозных центрах буддизма. Сохранился и шаманизм, а также
промысловый культ, в частности до недавнего времени у восточных
Тувинцев проводился так называемый медвежий праздник. Сохранили своё
значение и культ гор, почитание домашнего очага.
По данным
Переписи населения 2002 года численность тувинцев, проживающих на
территории России, составляет 244 тысячи человек.