УДЭГЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ
(самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в
Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском,
имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая
численность около 2000 человек. Говорят на удэгейском языке
тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Язык бесписьменный.
Преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм.
В этногенезе
северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские
элементы, у южных Удэгейцев - древнекорейские, бохайские, тюркские,
тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение
Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало
влияние на экономику, культуру Удэгейцев.
До
настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую
общность. Несмотря на государственную политику по сселению,
укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за
редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях
друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали
существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская
и другие этнографические группы Удэгейцев.
Традиционное хозяйство Удэгейцев основывалось на охоте и
рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у Удэгейцев,
живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые
орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя
добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для
добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками
берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было
известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке.
Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети - орудия
индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских
районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен
подлёдный рыболовный промысел.
Для
обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы -
пантовый и женьшеневый.
У
Удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался
промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи,
нарты и т.п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо,
выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь.
Селения
Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров
одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной.
По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой
принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков.
Члены каждого рода жили дисперсно - одни и те же роды расселялись в
разных территориальных группах.
В районах
расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними
жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и
кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя
очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные
домики, конические чумообразные, двускатные.
Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была
сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку,
употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с
ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа,
расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и
женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной
головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.
В
пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев
преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Удэгейцы
употребляли много рыбьего жира.
Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев
разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев
среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка
(ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса
давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа -
духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали
тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали
всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу.
Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину
гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице
охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в
жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.
Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С
деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы:
множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у
самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского
бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями,
однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варганами -
металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во
время шаманских камланий. Богат фольклор Удэгейцев: мифы и сказки,
исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.
Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация
(одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска
и др.
По данным
Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на
территории России, составляет 2 тысячи человек.