УКРАИНЦЫ
(самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн.
человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896
тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290
тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс.
человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая
численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс.
человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек),
Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском
языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие
наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские,
волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские,
галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и
юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры).
Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также
русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди
горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей - польский
языки. Верующие Украинцы - в основном православные, принадлежащие к
Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей
мере - к Украинской православной церкви - Киевский патриархат и
Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине
имеются также католики. 90% их - католики византийского обряда
(греко-католики, униаты), остальные - католики латинского обряда.
Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма,
адвентизма и др.
Украинцы
вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к
восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские
(бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки)
этнографические группы. Становление украинской народности
(зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе
юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в
состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В
период политической раздробленности в связи с имевшимися местными
особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним
"Украина") создались предпосылки для формирования на основе
древнерусской народности трёх восточнославянских народов -
украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром
становления украинской народности было Среднее Поднепровье -
Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль
играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими
захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня
православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие
юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия,
Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века
Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и
молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги
утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов,
сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17
веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность
существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом
возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век)
со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое
стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный
украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе
среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался
современный украинский (новоукраинский) литературный язык.
Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было
дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах,
пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате
освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого
украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на
правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для
дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло
перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе
Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток,
освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой
Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли
Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века -
придунайские украинские земли.
Название
"Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и
юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении
"краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах,
получило массовое распространение и послужило основой для этнонима
"украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по
отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки",
"козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных
документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто
назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время -
"малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".
Особенности
исторического развития различных территорий Украины, их
географические различия обусловили возникновение
историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное
Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали
яркую и самобытную национальную культуру.
Основная
традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное
земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в
Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное).
Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю,
лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века -
подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы,
свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала
19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно
приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина,
смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).
Комплекс
традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с
железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого),
мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и
др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала
употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка,
чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская).
Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил.
Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка
молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в
гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно
перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или
плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.
Украинцы
разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и
других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали
выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса
животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную
роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие
расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах,
запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали
разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный
(производство стекла), гончарный, сукновальный,
деревообрабатывающий, кожевенный и др.
Традиционные
сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной,
разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства
- избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи
были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени -
комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным
полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки
крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище
оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При
наличии в различных историко-этнографических районах локальных
особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в
хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к
длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном,
украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у
бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль,
накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для
сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для
спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при
входе устраивался "миснык" для посуды. Противоположная от входа
стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в
семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от
зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек:
хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы
жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных
горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах,
нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня,
опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто
окрашенных.
Разнообразен и красочен был народный костюм.
Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки -
туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги,
запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную
погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки
заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая
лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов,
пёстрых лент. Женщины носили
различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки,
обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким
стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие
или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом
соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто
так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки.
Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а
в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В
осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу -
однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого
белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В
дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные
тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном.
Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.
Пища
сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания
составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные
юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с
чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище
занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была
доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и
свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали
многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были
такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки
и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые
блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.
В
общественной жизни украинского села до конца 19 века
сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место
занимала соседская община - громада. Характерны были многие
традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха
("парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и
досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей
формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы -
мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в
Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи.
Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности
свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая
песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество
Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с
её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и
др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в
том числе колоритные специфические думы и исторические песни,
слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и
урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию
большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп
Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для
села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным
голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых
Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.
Тяжёлым испытанием для Украинцев явилось нападение в 1941
фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы
были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность
Украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия
жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу
сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В
послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции
демографического развития; приостановился естественный прирост
населения. Установка на приоритетное развитие в культуре
интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы
употребления украинского языка. В то же время в 1960-80-е годы
наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной
интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина
стала независимым государством, начался процесс расширения сферы
употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне
1996 Конституцией он признан государственным), активизировались
контакты с украинской диаспорой, часть Украинцев из России,
Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину.
Главным образом по политическим причинам проявились противоречия
между двумя православными церквами, а также между Украинцами
западных областей и остальной Украины.
По данным
Переписи населения 2002 года численность украинцев, проживающих на
территории России, составляет 2 миллиона 943 тысячи человек.