ВЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся,
людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России.
Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное
побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и
западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек,
в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.
Говорят на вепсском языке финно-угорской
группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта:
северный (шелтозерский, юго-западное побережье
Онежского озера), средний (северо-восток
Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и
южный (Ефимовский, Бокситогорский районы
Ленинградской области). Распространён также русский язык.
Верующие - православные.
Предки
Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6
век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век),
в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских
авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика
(начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов -
многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 -
начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье.
Вепсы сыграли важную роль в этногенезе
карелов, а также участвовали в формировании
северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы
были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и
Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка
внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской
графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах
снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь.
Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5%
Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы
возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его
культуры. Традиционное занятие - пашенное
земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной
системы), животноводство и охота играли
подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод
имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й
половины 18 века развилось отходничество -
лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На
реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское
время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка
декоративного строительного камня, животноводство приобрело
мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в
лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.
Традиционные
жилища и материальная культура близки к северорусским;
отличия: Т-образная планировка связи жилой части с
крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а
не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.
Особенность
женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и
кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища
- кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво
(олуд), хлебный квас.
До
1917 сохранялись архаичные социальные институты -
сельская община (суйм) и большая семья.
Семейные обряды сходны с северорусскими;
отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми
пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с
причитаниями и с "веселением" покойника.
В
11-12 веках среди Вепсов распространилось
православие, однако долго сохранялись
дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд),
в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за
помощью к знахарю (нойд).
В
фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди,
сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии
- танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.
По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов,
проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.